ВЫСТАВКА Ваза- геридон. Из цикла "Страницы реставрации"
4 октября — 2 февраля
Ваза-геридон Рубеж XIX-XX вв. Фабрика Товарищества М.С. Кузнецова в Тверская губернии.
Фаянс глазури цветные, рельеф
В фондах декоративно-прикладного искусства Тверской областной картинной галереи хранится большая коллекция кузнецовского фаянса. Впервые в Тверском императорском дворце на выставке одного произведения экспонируется ваза-геридон, комплексная реставрация которой недавно завершилась. Вазы составляют значительную часть коллекции кузнецовского фаянса в собрании галереи и демонстрируют разнообразие форм и предназначений, богатство живописной клавиатуры глазурей и всевозможных вариаций росписей. Безусловно, ваза всегда была и остается одним из наиболее востребованных предметов ассортимента любого предприятия, но кузнецовская продукция, расходившаяся миллионными тиражами по всей России и за ее пределами, занимает особое и почётное место в истории отечественного декоративного искусства.
…Вазу можно назвать одним из наиболее древних сосудов на земле. С течением времени и в разные исторические эпохи, которые, в свою очередь, рождали новые стили – она оставалась любимой героиней интерьера и часто играла в нем главную партию. Достаточно вспомнить всем известные сосуды античного мира, пленяющие совершенством божественных пропорций, а также вазы эпохи Возрождения, стилей рококо и барокко, ампира и классицизма, наделенные теми художественными особенностями, которые были востребованы временем и вкусами своей эпохи.
…Вазы изготавливались из стекла и хрусталя, драгоценных и поделочных камней, благородных металлов, дерева и бронзы. С развитием фарфорового производства именно этот материал дал возможность художникам создавать воистину превосходные образцы. Здесь мастер мог в полной мере проявить свои живописные и пластические таланты. К фарфору и сейчас существует благоговейное отношение, а вазы из этого материала всегда считались предметом роскоши и тонкого вкуса.
Варианты изделий столь многообразны, что «несть им числа». Есть формы классические, чаще всего амфоровидные или кратерообразные. Иногда в основу пластического решения тулова включен шар или цилиндр, а видов постаментов и ручек, которые дополнены сложными моделировками, существует бесконечное количество. На рубеже XIX - XX столетий появляются вазы свободных форм, где не было места традиционной симметрии, и их пропорции трактовались вольно. Вазы можно разделить на чисто декоративные, применявшиеся «для любования и украшения, для создания красоты и уюта в комнатах», а также - утилитарные, которые были призваны служить бытовым целям (вазы, входившие в состав сервизов, ароматницы, фруктовницы, конфектуры и т.п.). Они составляли неотъемлемую часть интерьера независимо от того были ли они предназначены для дворцовых покоев или комнат небольшого поместья. И в России, и в Европе чаще всего они ставились парно, или располагались целыми ансамблями, а фоном для них часто становились зеркала. (Примечательно то, что большемерные вазы, в рост человека и более, уважительно именовались в мужском роде. В старых заводских документах об этом свидетельствуют записи: «заказано два больших золочёных ваза»). Миниатюрные вазочки трогательно назывались «вазики».
Одной из разновидностей ваз являются геридоны - столовые многоярусные подставки, которые стали широко применяться в русской сервировке и прочно вошли в состав парадных и вседневных сервизов, которые составляли значительную часть ассортимента крупных фарфоровых предприятий в XIX столетии. Эта весьма практичная конструкция представляет собой несколько тарелок разного диаметра с отверстием в центре, которые закреплены на вертикальном стержне одна над другой по принципу пирамиды. Как правило, на самом нижнем большом блюде раскладывали цукаты, на втором — маленькие пирожные птифуры, а на верхнем, самом маленьком блюдечке — «конфекты».
Название "геридон" пришло в Россию в середине XVIII века вместе с модой на французский манер организации быта и праздников. Изначально слово guéridon обозначало мебельный предмет характерной формы – небольшой столик с круглой столешницей на высокой ножке, часто сделанной в виде человеческой фигурки. В античности похожие столики на трёх ножках называли киликейон, на одной ножке — моноподий. Позже название "геридон" распространилось на многие предметы быта подобной формы, имеющие высокую ножку, поддерживающую некую плоскость в виде круга.