Выставка «Средь шумного бала, случайно…»
12 декабря — 8 февраля
Выставка «"Средь шумного бала, случайно…". Предметы светской жизни русского дворянства из частных коллекций» посвящена самой красочной сфере быта русского дворянства — культуре проведения бальных мероприятий XVIII – начала XX века. В экспозицию вошли более 200 экспонатов из частных коллекций, которые создают яркий образ атмосферы бала и демонстрируют картину развития бальной культуры Российской империи.
Бал трудно представить без бального костюма и веера. В данном выставочном проекте веер – в центре внимания, веер – главный герой выставки. Экспонируемые коллекции вееров включают великолепные образцы, созданные талантливыми художниками и виртуозными резчиками Франции, Англии, Голландии, Китая, России. Веер был, несомненно, «королем бала» и служил не только для создания прохлады, но и для дистанционного общения. Существовал специальный «язык веера». На этом языке говорили дамы — обладательницы вееров, но понимать его обязаны были и мужчины, к которым они обращались. Веера подбирались к костюму по цвету, а иногда и по заявленной теме. Техника их изготовления тоже менялась, самый ранний вид веера — это жесткое опахало, которое было известно еще в Древнем Египте и Китае. Впоследствии этот аксессуар усовершенствовался, становился складным, а соответственно — более удобным. Оставалось неизменным только то, что создавали его как драгоценность, как произведение искусства. Из большого количества выставленных вееров самые примечательные – это французские экземпляры веерного искусства: веер «Аллегорические сцены на фоне пейзажа» и «Веер с галантными сценами на фоне сельского пейзажа» второй половины XVIII века, веер с изображением свадьбы, веер «Сцены из жизни королевы Анны Австрийской», веер «Отдых у фонтана после сбора яблок» и веер двухсторонний «Дамы с попугаем на лестнице» 1840-1870-х годов; китайский веер «Сельская жизнь» 1750-х годов; английский веер с изображением композиции «Вечер» 1790-х годов; итальянский двухсторонний веер «Руфь и Вооз» 1850-х годов. Большой интерес представляют веера из перьев страуса с перламутром, изготовленные в России на рубеже веков, а также веер из белых страусиных перьев с программой Рождественского бала 7 января 1908 года.
Гордостью экспозиции стали бальные виды одежды: раритетное бальное платье фрейлины, которое было изготовлено и надевалось на коронацию царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны в 1896 году, замечательный мужской наряд – сюртук голубого цвета и жилет из белого шелка, декорированные золотой цветочной вышивкой 1770-1780-х годов, а также прекрасно сохранившийся девичий костюм 1830-1840-х годов.
Подобранный ряд портретов исторических персон дает возможность погрузиться в мир русского дворянства и увидеть людей той далекой эпохи в костюмах своего времени. Это живописные портреты адмирала П.И. Гордона, графа А.Г. Орлова-Чесменского, великой княгини Марии Федоровны, исполненные в конце ХVIII – середине ХIХ века, и графические портреты с женскими образами начала ХХ века.
Прикоснуться к волшебству бала позволяют предметы мелкой пластики и декоративно-прикладного ремесла: фарфоровые скульптура и флаконы, разнообразные шкатулки, табакерки, коробочки, мушечницы, сумочки, кошельки, несессеры, бальные блокноты, а также предметы, связанные со светской, публичной и частной жизнью (щипцы для перчаток, щетки для мела, бальный карандаш, лорнет, курительная трубка, полировка для ногтей, гребень), детали костюма и аксессуары, раскрывающие правила бального гардероба (пелерина, перчатки и перчаточная коробка, шляпа-цилиндр и шляпная булавка, крахмальный съёмный воротник и манжеты), предметы интерьера, которые иллюстрируют обстановку бальных залов дворянских домов (жирандоли, гобелен, зеркало, хибачи, кашпо, подсвечники, каминные часы).
Заслуживает отдельного внимания серебряная шкатулка с гравированным портретом Екатерины II, изготовленная в Санкт-Петербурге мастером Иоганном Кохендёрфером в 1800-е годы, серебряная табакерка с гравированным портретом графа Алексея Бестужева-Рюмина московских ювелиров 1787 года, литая мушечница с эмалевым женским портретом и гранатовыми вставками московского мастера Николая Иванова 1866 года. Стоит отметить золоченую табакерку XVIII века из Сольвычегодска, украшенную эмалью, — изделие в технике «усольских эмалей» (от древнего названия Сольвычегодска — Усолье), характерной особенностью которой было сочетание яркого многоцветного рисунка с гладким белоснежным фоном.
Важным контекстом для создания атмосферы прошедших эпох служат жанровые композиции с изображением балов на гравюрах XVIII – XIX веков. Посетители также увидят редкие фотографии конца XIX века, запечатлевшие известных артистов Павла Гердта и Марию Петипа на балу, Е. Ф. Тютчеву, фрейлину императрицы Марии Александровны в бальном платье
Каждый из двухсот экспонатов — свидетельство и хранитель памяти. Они обладают не только художественной ценностью, но и имеют свою историю создания, свою функциональную и эстетическую значимость.
Выставка реализована Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров совместно с Тверской областной картинной галереей при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области и представляет собой новое событие региональной выставочной программы МККААД «Большое искусство – Большой России», в рамках которой уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе.
Источник здесь