КРАСНОМАЙСКИЙ Выставка художественного стекла Алексея Ивановича Новикова из собрания Тверской областной картинной галереи
Вернисажи художественного стекла завода «Красный Май» в Тверском императорском дворце всегда привлекают к себе зрителей и для многих являются незабываемым открытием. И сегодня вновь можно увидеть произведения этого прославленного предприятия (бывшего Ключинского завода купцов Болотиных) на выставке «Красномайский», посвященной творчеству одного из ведущих его художников – Алексея Ивановича Новикова (1940-1997).
Новиков принадлежал к плеяде художников-красномайцев, благодаря работе которых в 1970-е – 1980-е годы завод стал крупным художественным центром, сульфино-цинковое стекло – его визитной карточкой, а выставки изделий художественной лаборатории – одним из наиболее ярких явлений российского декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ века.
Алексей Иванович начал свой путь на «Красном Мае» в 1958 году в роли мастера-шлифовщика и на протяжении нескольких лет выполнял массовые образцы ваз, бокалов и других тиражных изделий. Он много и успешно работал с хрусталем (декоративные комплекты бокалов и ваз), знал тонкости, секреты его обработки и считался одним из лучших интерпретаторов художественной шлифовки накладного стекла и хрусталя. По окончании Одесского художественного училища имени М.Б. Грекова с 1967 года Новиков стал работать художником. С 1973 года – член Союза художников СССР.
Как большинство красномайских художников, Алексей Иванович работал в импровизационной манере. Его произведения отличаются простой и свободной формой без четких линий, геометрических конфигураций, выверенных пропорций, декоративных излишеств. Мастер был увлечен цветовыми возможностями стекла и использовал все богатство оттенков сульфидных масс: от едва мерцающих опаловых до непрозрачных. В сульфидном стекле цвет возникает не на поверхности, а в глубине стеклянной «материи». Такое стекло мягко мерцает. Среди полихромных ярких цветов особое внимание художник уделял красному цвету. Оранжево-красные сосуды (декоративные комплекты «Красномайский», «Знамена», «Аквилегия»), окутанные сульфидным сфумато, напоминают закатные лучи солнца.
Ансамблевое решение произведений Алексея Новикова строится на соотношении различных вариантов одной и той же формы: высокой и низкой, широкой и узкой. В его ансамблях, как правило, нет четко зафиксированного построения, комбинации частей в нем многовариантны, схема расстановки изделий определялась произвольно. Такой принцип искусствоведы называют живописно-пейзажным, потому что формы и названия предметов связаны с природными стихиями (комплекты «Льдистый», «Вечерний звон», ваза «Осенние мотивы»).
Алексей Иванович Новиков был не просто увлечен сульфидным стеклом; он блестяще владел материалом и постоянно обогащал его возможности новыми творческими решениями. Благодаря виртуозному мастерству художника, высокой выразительности и образности его произведений мы имеем возможность сегодня наслаждаться неповторимостью и уникальностью каждого произведения.
Адрес: ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец, зал 1-37).
Телефон для справок: (4822) 34-62-43, 34-31-56. Тверская областная картинная галерея gallery.tverreg.ru