11 декабря — 2 марта
В Тверском императорском дворце с 11 декабря начинает работу выставка графики художников ленинградской школы литографии «Новые силуэты».
Техника создания отпечатков с плоской поверхности камня была открыта в конце XVIII века в Германии. Новый метод стремительно обрел популярность во многих странах, облегчая процесс репродуцирования и тиражирования произведений живописи и других изображений.
История отечественной авторской литографии началась более века назад. В 1900 году под эгидой журнала «Мир искусства» был издан альбом «15 литографий русских художников», включавший эстампы Александра Бенуа, Валентина Серова, Льва Бакста и других мирискусников. В начале XX века к литографской технике обращались Ольга Розанова, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева.
Первопроходцем и одним из виртуозов цветной литографии был Владимир Конашевич. В годы работы в Павловском дворце-музее он делал видовые зарисовки с натуры прямо на литографских камнях. На выставке представлен лист из серии «Павловская шпана» (1925). Жанровая сцена изображает молодежь за оживленным разговором на лужайке Павловского парка. Игривая контурная линия на зеленоватом фоне удивительным образом создает ощущение цельности и тонкой живописности.
Важную роль в развитии ленинградской литографии сыграла деятельность детского отдела Госиздата под руководством Владимира Лебедева. Превосходный рисовальщик, чуткий и внимательный преподаватель, он сформировал в ДЕТГИЗе коллектив даровитых и неординарных художников. Книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Валентина Курдова и других авторов любимы несколькими поколениями читателей. Литография в их работах – не столько техническое средство воспроизведения рисунка, но экспериментальная техника, открывающая новые возможности для художественного поиска.
Учеником Лебедева был талантливый график и иллюстратор Василий Власов. В экспозицию вошли его рисунки, выполненные специальным литографским карандашом, который используют для рисования на шлифованном камне при создании будущего отпечатка.
Искусство книжной иллюстрации представлено на выставке работами Алексея Пахомова, Александра Самохвалова и Константина Рудакова. Выдающиеся художники книги, обладавшие неповторимым авторским почерком, к сожалению, мало работали в станковой литографии. В штучных экземплярах сохранилась автолитография Алексея Пахомова «Юные натуралисты в Артеке» (1934), изображающая увлекательное занятие начинающих геологов.
Расцвет ленинградской литографии связан с работой Экспериментальной литографской мастерской Ленинградского союза художников. Одним из основателей и первых преподавателей организованной в 1933 году мастерской был виртуоз черно-белой «рисуночной» литографии Георгий Верейский.
В послевоенные годы мастерская в полной мере развернула идеи самобытности и значимости авторских эстампов в технике печати на камне. Во время «оттепели» в ее стенах сформировалось деятельное сообщество профессиональных художников и их молодых последователей. Преемственность традиций и установка на поиск новых форм выразительности укоренили становление ленинградской литографии как полноценной школы.
Несколько десятилетий старостой мастерской и наставником для молодого поколения художников был Борис Ермолаев. На выставке представлены две литографии в контурной манере и философский по содержанию лист «Юность» (1967). Пластическая гармония и живописная ясность эстампов Бориса Ермолаева – одно из блистательных проявлений изобразительного языка литографии.
Акцентирует внимание необычный «Натюрморт с шахматной доской» Юрия Васнецова (1973). Литография выполнена по мотивам одноименного «контррельефа», созданного автором в середине 1920-х годов во время освоения кубизма в мастерской Казимира Малевича. Масляными красками художник изобразил коллаж из различных фактур и добавил в композицию объемный элемент – деревянную трость. Признанный мастер сказочной иллюстрации, Юрий Васнецов на протяжении творческого пути не терял интереса к эмпирическому процессу создания новых образов в литографии.
Среди художников, случайно пришедших в Экспериментальную мастерскую и навсегда пристрастившихся к литографской технике, был Виктор Вильнер. Городской пейзаж «В районе новостройки» (1977) – густонаселенная персонажами панорама, развернутая на всем доступном пространстве листа. Лирическая повествовательность этой масштабной графической картины невольно вызывает ассоциации с голландской живописью. Специфичный образный строй листа в своей нарочитой подробности создает некий обобщенный репортаж о советской действительности конца 1970-х годов.
В последнее время повышается интерес исследователей к ленинградской литографии как масштабному и самобытному культурному явлению. В 2021 году была издана книга «Ленинградская школа литографии. Путь длиною в век». Автор – искусствовед и знаток ленинградского искусства Николай Кононихин – сконцентрировал в своей публикации сведения о многих ленинградских художниках, творческая деятельность которых была связана с литографией. На этикетках некоторых представленных на выставке работ можно прочесть выдержки из этого издания.
Сегодня традиции ленинградской школы литографии сохраняют и продолжают современные петербургские художники, работающие в литографской мастерской Алексея Баранова.
Представленная экспозиция расширяет круг актуальных выставок и мероприятий, посвященных искусству печати на камне. Знакомство с ней позволит зрителю оценить своеобразие и сложность литографской техники и познакомиться с лучшими ее образцами. Комплекс произведений художников ленинградской школы литографии в собрании Тверской областной картинной галереи не исчерпывается представленными работами. Выставка дополнена мультимедийным киоском, содержащим информацию о ряде не вошедших в состав экспозиции графических листов. Дале здесь